Группой педагогов и библиотекарей из Москвы, Пскова, Мурманска и Ставрополя в течение летних каникул была разработана Программа информационной культуры школьников, нацеленная на развитие у учащихся навыка самостоятельной продуктивной работы с различными видами информации. Это умение работать не только с книгой, но с цифровыми носителями информации, умение ориентироваться не только в библиотечном пространстве, но и в пространстве Интернета.
Почему возникла необходимость в создании такой программы? Ответ прост, современные ученики, часами просиживающие за компьютерами, подчас не понимают всей важности и практического значения информации, которая их окружает, не умеют критически оценить полученные сведения, а многие просто не способны передать информацию другим. На второй план уходят проверенные временем книжные документы, а достоверность информации, «скаченной» из Интернета, не подвергается сомнению. Да и сам Интернет часто воспринимается не как источник знаний, а как место для развлечений.
В данном курсе не противопоставляется книга и компьютер, а, наоборот, показывается взаимосвязь книжной и компьютерной культуры, формируются умения по поиску, переработке и представлению информации, а главное, определяется место информации в жизни современного человека, её значение для профессиональной и непрофессиональной деятельности.
Не маловажную роль в разработанной программе играет «КМ-Школа». С одной стороны, это универсальный инструмент, который можно использовать:
· для создания презентаций к урокам курса (например, для объяснения нового материала),
· для создания викторин (при проверке знаний по определённой теме),
· для создания презентаций школьниками (с целью представления своих учебных проектов и исследований).
С другой стороны, это информационная образовательная среда, на базе которой можно научить школьников искать и отбирать, критически оценивать информацию, освоить основные принципы работы с текстом (например, благодаря использованию курса развития личности «Учимся читать быстрее»).
Помимо «КМ-Школы» в ряде занятий предполагается использование популярных социальных сервисов, образовательное значение которых сейчас обсуждается многими специалистами. Это и вики - среда, и блогосфера, и программы, организующие новостные потоки, и Интернет-сервисы, позволяющие размещать свои материалы для групповой работы (тексты, видео, фото) и многое другое.
Конечно, в рамках данной программы невозможно сделать запас знаний на всю жизнь. Но практическая направленность курса повлияет на развитие у школьников базовых компетенций, способствующих достижению высоких результатов в учебной деятельности.
Почему возникла необходимость в создании такой программы? Ответ прост, современные ученики, часами просиживающие за компьютерами, подчас не понимают всей важности и практического значения информации, которая их окружает, не умеют критически оценить полученные сведения, а многие просто не способны передать информацию другим. На второй план уходят проверенные временем книжные документы, а достоверность информации, «скаченной» из Интернета, не подвергается сомнению. Да и сам Интернет часто воспринимается не как источник знаний, а как место для развлечений.
В данном курсе не противопоставляется книга и компьютер, а, наоборот, показывается взаимосвязь книжной и компьютерной культуры, формируются умения по поиску, переработке и представлению информации, а главное, определяется место информации в жизни современного человека, её значение для профессиональной и непрофессиональной деятельности.
Не маловажную роль в разработанной программе играет «КМ-Школа». С одной стороны, это универсальный инструмент, который можно использовать:
· для создания презентаций к урокам курса (например, для объяснения нового материала),
· для создания викторин (при проверке знаний по определённой теме),
· для создания презентаций школьниками (с целью представления своих учебных проектов и исследований).
С другой стороны, это информационная образовательная среда, на базе которой можно научить школьников искать и отбирать, критически оценивать информацию, освоить основные принципы работы с текстом (например, благодаря использованию курса развития личности «Учимся читать быстрее»).
Помимо «КМ-Школы» в ряде занятий предполагается использование популярных социальных сервисов, образовательное значение которых сейчас обсуждается многими специалистами. Это и вики - среда, и блогосфера, и программы, организующие новостные потоки, и Интернет-сервисы, позволяющие размещать свои материалы для групповой работы (тексты, видео, фото) и многое другое.
Конечно, в рамках данной программы невозможно сделать запас знаний на всю жизнь. Но практическая направленность курса повлияет на развитие у школьников базовых компетенций, способствующих достижению высоких результатов в учебной деятельности.
Спасибо за интересную программу. Хотелось бы в течение проведения занятий получать комментарии в этом блоге.
ОтветитьУдалитьДа, комментарии появятся, как только начнётся учебный год, хотелось чтобы и другие библиотекари, проводящие уроки информационной грамотности отозвались. Интересно, как они это делают
ОтветитьУдалить